Использование ИКТ в процессе формирования  элементарных математических представлений у дошкольников.

 

 

  Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог должен смело владеть необходимыми образовательными технологиями. Одной из таких технологий является интерактивная технология в ДОУ - технология ИКТ.

   Использование ИКТ это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Она позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

       Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

        Образовательная программа предусматривает задачу формирования у детей приемов умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой развития ребенка.

      Сегодня применение информационно - коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.

Следует уточнить само понятие «интерактив».  Это слово пришло к нам из английского от слова “interact”, что означает “inter” – взаимный  и  “act” – действовать.

Интерактивность - означает способность взаимодействовать (не просто общаться), а находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка.

        Уровень сформированности познавательного интереса к математической деятельности можно выявить по следующим показателям:

- частота выбора игр математического содержания в неделю,

- уровень самостоятельности и активности ребенка в игре,

- уровень развития речи при общении детей друг с другом во время игры.

При грамотном использовании ИКТ можно добиться следующих результатов:

  • При использовании ИКТ для развития познавательного интереса дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.

  • Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

  • Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.

     Т. о. использование ИКТ будет способствовать развитию таких интегративных качеств как:

-        Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

-        Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

-        Овладевший необходимыми умениями и навыками .

   Одним из наиболее удобных и эффективных форм использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.

       Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности,

Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft Offise Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком.

Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях,  активно участвуют высказывают свое мнение, рассуждают.

           Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.

 

   Для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками требуется соблюдение методических рекомендаций:

1.      Интерактивная доска должна использоваться в работе со старшими дошкольниками при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

2.      Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

3.      Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам дошкольной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

4.      При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

5.      ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

6.      Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

   И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

     

                                  Ошибки при использовании ИКТ

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога

  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

  • Бесплановость, случайное применение ИКТ

  • Перегруженность занятий демонстрацией

 

 

 

          В заключении хочется отметить, что информационно - коммуникативные технологии существенно повышают мотивацию дошкольников,  активизируют познавательную деятельность воспитанников и их речевые навыки; обеспечивают ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала и способствуют переходу от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному.

 

 

 Список литературы:

  1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.

  2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.

  3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

  5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.

  6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

 

Интернет ресурсы:

http://doshkolnik.ru/ikt-deti/7725-ikt-dou.html

wikipedia.org

http://cpks-kolpino.spb.ru

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now