Отчет по самообразованию

«Использование ИКТ в процессе формирования  элементарных математических представлений у дошкольников»

 

Подготовила: Лощинина М.Н.

 

 Актуальность.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог должен смело владеть необходимыми образовательными технологиями.

  • Технология развивающего обучения,

  • здоровьесберегающие образовательные технологии,

  • технология проектной деятельности,

  • технология исследовательской деятельности,

  • технология проблемного обучения в детском саду,

  • технология разноуровневого обучения,

  • интерактивная технология в ДОУ - технология ИКТ,

  • игровая технология, технология интегрированного обучения

     Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Образовательная программа предусматривает задачу формирования у детей приемов умственной деятельности, творческого мышления, развитие познавательных способностей. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой развития ребенка.

      Сегодня применение информационно - коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.

В связи с этим, встал вопрос об изменении способов профессионально-педагогической деятельности с целью достижения более качественных результатов образования посредством овладения и применения  современных образовательных технологий, а именно интерактивных.

Следует уточнить само понятие «интерактив».  Это слово пришло к нам из английского от слова “interact”, что означает “inter” – взаимный  и  “act” – действовать.

       Интерактивность - означает способность взаимодействовать (не просто общаться), а находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

 

    Теоретическое обоснование

     Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка (С. Новоселова. И. Пашелите, и др.)

 

     Цель работы: повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе РЭМП с применением информационно-коммуникативных технологий.

     Задачи:

-формировать умение решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе развития  элементарных математических представлений, используя ИКТ.

-создавать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности.

-развивать воображения, логического мышления, внимания, зрительной памяти.

 

Ожидаемые результаты.

  • При использовании ИКТ для развития познавательного интереса дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.

  • Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

  • Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.

Т. о. использование ИКТ будет способствовать развитию таких интегративных качеств как:

- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

-Овладевший необходимыми умениями и навыками .

    Литература:

Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. ИКТ в дошкольном образовании. Пособие для педагогов ДОУ.М.:, 2011. - С.128

Информационные ресурсы

В работе  с педагогическими работниками нашего сада  мы используем пособия:

- Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

- Электронные презентации своими руками

Интернет-ресурсы:

Сайты для педагогов ДОУ

http://www.ds17-nowch.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=3696&hry=./3541/43079/44464

 

Электронные версии журналов:

 

Журнал Обруч –

http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25

 

Журнал Дошкольное воспитание

http://www.dovosp.ru/?mnu=1.6&page=8

 

Каталог рефератов –

http://referats.allbest.ru/

 

САНПиН  ДОУ

http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12309&ob_no=13037

 

Фестиваль педагогических идей -

http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=16

 

Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений (ДОУ) -

http://manager-edu.mcfr-ep.ru/material/default.aspx?catalogid=900

  

Образовательный портал «Учёба»  раздел Дошкольное воспитание -

http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm

 

Интернет-магазин – дошкольное воспитание -

http://www.colibri.ru/nsp.asp?ch=1&rp=36&page=2&ts=3&ds=2

 

 Сайт «Всё для детского сада»

www.ivalex.vistcom.ru

 

 «7 – ая.ru» Всё о детях и семье

http://www.7ya.ru/

 

Полезные ссылки

http://bobrdobr.ru/tags/user/MOYSOSH44/%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0/

 

Дошкольник RU

http://doshkolnik.ru/scenary.php

 

Использование ИКТ  в ДОУ

http://yesnet.purpe.ru/oldsiteuo/seminar/it.htm

 

Дистанционная  подготовка  педагогов  ДОУ

http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/utp.html

 

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности ДОУ)

http://doshvozrast.ru/index.htm

 

Наши дети

http://www.nachideti.ru/

 

Воспитание детей дошкольного возраста

http://doshvozrast.ru/

 

Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование)

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com

 

Российский общеобразовательный портал (Дошкольное образование)

http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=145

 

Раннее развитие детей (отличный сайт детских презентаций)

http://www.danilova.ru/storage/present.htm

 

    Электронные пособия:

- «Сложение и вычитание» (Несерьезные уроки)

 - «Рисуем, считаем, создаем»

Мультимедийные презентации.

     Одним из наиболее удобных и эффективных форм использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.

     Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности,

     Самые несложные презентации созданные в приложении Microsoft Offise Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком.

     Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях,  активно участвуют высказывают свое мнение, рассуждают.

     Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.

     Однако необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность организовать самостоятельную познавательно-игровую математическую деятельность, в которой ребёнок выступает как своеобразный исследователь, то презентацию не стоит использовать.

     Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

    И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Ошибки при использовании ИКТ

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога

  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

  • Бесплановость, случайное применение ИКТ

  • Перегруженность занятий демонстрацией

 

    Продуктом моей работы является «Копилка авторских мультимедийных презентаций по формированию элементарных математических представлений» детей старшего дошкольного, которые могут использовать педагоги нашего сада.

Путешествие по сказкам:

«Путешествие в страну математики»

 «Школа гномов»

«В гостях у Лунтика»

«Помогите Незнайке»

«Веселый счет с Машей»

Развивающие игры и упражнения для детей

"Считалочка"

"Сколько? "

"Устный счет"

"Лишняя фигура"

"Найди фигуру"

«Собери грибы»

«Соседи числа»

«Состав числа»

«Собери бусы»

«Веселые задачки»

«Считалочка» Дополнительный материал для детей от 6 до 7 лет по ФЭМП»

  В заключении хочется отметить, что информационно - коммуникативные технологии существенно повышают мотивацию дошкольников,  активизируют познавательную деятельность воспитанников и их речевые навыки; обеспечивают ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала и способствуют переходу от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному.

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now